Иногда после инсульта человек теряет способность говорить или понимать речь. Это называют афазией.
Вот правила, которые помогут общаться с такими людьми:
- Перед разговором ограничьте посторонние шумы, выключите телевизор, зайдите в тихую комнату;
- Перед тем, как говорить, убедитесь, что человек обратил на вас внимание;
- Смотрите в глаза;
- Говорите с людьми, у которых афазия, как со взрослыми. Не позволяйте им почувствовать, что к ним относятся как к детям. Никогда не притворяйтесь, что понимаете их, если не поняли;
- Если человек с афазией вас не понимает, то не кричите. Дело не в громкости;
- Поощряйте любые попытки поговорить;
- Не обращайте внимания на ошибки в словах;
- Не требуйте четкого произношения слов.
Если задаете вопросы:
- Задавайте такие вопросы, на которые вам могут ответить «да» или «нет»;
- Если возможно, давайте четкий выбор ответов. Но не давайте слишком много вариантов;
- Иногда помогают какие-нибудь визуальные подсказки.
Когда даете инструкции:
- Разбейте инструкции на короткие простые шаги;
- Дайте человеку время, чтобы понять. Иногда это занимает больше времени, чем вы ожидаете;
- Если человек с афазией начинает огорчаться и переживать, то на время займите его чем-нибудь другим;
Поощряйте другие варианты общения:
- Пусть попробует показывать пальцем;
- Нарисует;
- Использует жесты.
Полезно иметь книгу с какими-то общими картинками или словами, которые часто употребляют в разговоре. На эти слова или картинки можно указывать пальцем.
Всегда пытайтесь вовлечь человека с афазией в разговор. Проверяйте, понимает ли он, но не давите слишком сильно.
Не поправляйте человека с афазией, если он не совсем точно вспоминает и воспроизводит какие-то события.
Поощряйте человека с афазией быть самостоятельным, чаще выходить из дома и общаться с разными людьми в разных ситуациях.
Если оставляете человека с афазией одного, то подготовьте записку, в которой указано, как связаться с членами его семьи, а также простые инструкции о том, как другим людям лучше с ним общаться.
[…] Как общаться с людьми, у которых нарушена речь […]